Пропись

Пропись очень важна для каждого ребенка и родителя, даже до школы. Но давайте разберемся, что же такое пропись. Это не что иное, как каллиграфическое написание букв, слов. У прописи есть своя история, весьма интересная. Прежде чем осваивать пропись с ребенком, мы будем рекомендовать вам использовать эту историю как нечто, что может ребенка заинтересовать заниматься прописью.

Сколько лет прописи? Оказывается, пропись молода, ей всего около трехсот лет. Зарождение прописи происходило постепенно, в самом начале исторического пути пропись была ничем иным как копированием содержимого разных тетрадей. Копировали ни что иное, как тетради учеников занимающихся у знаменитых учителей по письму. Таким образом, учитель предлагал своим ученикам скопировать авторитетную работу другого ученика, которая была у него в наличии.

Уже тогда роль учителя была весьма значительна, так как одной тетради было мало. Учитель должен был не только проследить, как скопирует слова его ученик, но также и указать ему на ошибки, промахи, и обязательно подсказать, что делать дальше. Учитель показывал, как писать знаки, и это совсем не обязательно был один лишь вариант написания – их могло быть и несколько.

Что давала пропись в то время? Собственно, это было намного глубже, чем то, что несет пропись сейчас.

Пропись давала ознакомление с отличиями одного знака ото всех остальных. Она развивала эстетический вкус в учениках, и раскрывала его способности в создании композиций. Пропись помогала создавать не только красивые буквы и знаки, но еще и читаемые.

Также пропись несла огромное значение в развитии всего письма, а в частности его техническом исполнении. Пропись прививала способность к пластичному написанию знаков, а также, открывала возможность писать в разных стилях.

Именно пропись была началом зарождения собственного подчерка у каждого ученика, или же понятия хорошего и плохого подчерка.

Но почему же так важно знать историю прописи, прежде чем учить ребенка писать? На самом деле, здесь скрыт глубинный смысл. Переломный момент в истории прописи наступил во время создания массовых школ. Тогда пропись утратила свой истинный смысл, который она несла ученикам. Что же произошло?

Появились массовые школы. Массовость не может нести в себе ту изюминку, которую преподавал индивидуальный подход. Тем более, что в преподаватели стали брать не людей владеющих уникальным искусством прописи, а просто людей умеющих писать красиво.

Что же делали такие учителя? Они учили писать, полностью копировать некий образец и так, чтобы совпадало полностью. Тех, кто не мог достаточно хорошо копировать, они наказывали очень жестоко – при помощи розг, или же били линейкой по рукам, давали подзатыльники и так далее. Не правда ли, весьма похоже на нашу современную школу?

Один немецкий учитель писал в своем дневнике, что стимулировал своих учеников к обучению при помощи подзатыльников, ударов линейкой по пальцам, и все это он тщательно записывал. Он вел детальную статистику в своем дневнике, сколько и каких наказаний за урок было получено учениками. За один урок могли набежать десятки наказаний! Это и была работа большинства учителей. Они не умели преподавать, и компенсировали это тем, что наказывали учеников, заставляя их заниматься самообучением прописи.

Было ли это эффективно? Конечно же, никакой эффективности в таком обучении не было. Пропись осваивали только двадцать процентов от всех учащихся, притом, что их возраст был от двенадцати до четырнадцати лет.

Даже в наши дни некоторые «методики» из обучения детей в восемнадцатом веке так и не искоренились. А все потому, что ничего не поменялось с выбором преподавателей. Теперь, как и раньше, формируют не графические навыки, а графические стереотипы, не занимаются развитием художественных способностей детей, а загоняют их в формальные рамки и учат не творить, а подражать.

Пропись, безусловно, имеет огромное значение в развитии детей, но только в том случае если прописи учат как некому творчеству, выработке собственного подчерка, а не шаблонному следованию.






 

Форум