Чемпионы и Маленькие Гении

Самостоятельность ребенка: «Я сам!». Или как научить ребенка быть самостоятельным

Самостоятельность ребенкаСамостоятельность: как воспитать ее в ребенке

Для маленьких детей лучшими играми, конечно же, считаются игры с родителями или бабушками и дедушками, которые могут быть и сказочниками, и партнерами в групповых играх, а также «лошадками». И взрослые, за вечным недостатком времени, любят, когда дети умеют играть самостоятельно. Это легко организовать, если правильно и ответственно отнестись к вопросу «самостоятельность ребенка».

Самостоятельность ребенка: «Я сам!» От рождения до года

Начинать нужно с детства. Уже в 8-9 месяцев, когда ребенок умеет сидеть, ползать и активно интересуется окружающим миром, на 20-30 минут стоит оставлять его одного в безопасном месте: кроватке, манеже или же просто на полу, застеленном одеялом и огороженном подушками. Делать это нужно обязательно в то время, когда ребенок активен (обычно либо утром, примерно в 10-12.00, или после обеда и сна).

Игрушки, книжки и просто интересные и новые для ребенка предметы вымыть или протереть дезинфицирующим раствором (ибо дети в этом возрасте все пробуют «на зуб») и дать вашему «солнышку». Показав игрушку и заинтересовав чадо, вы идете, спокойно вслух говоря: «Мама идет работать, а ты играй. Мама закончит все дела и придет, хорошо?» Если малыш сразу берет игрушку и не обращает на вас внимания, идите. Если нет - поиграйте с ним не более 5 минут.

Продолжительность пребывания зависит от ребенка. Если малыш уравновешенный и ему все нравится, замена игрушек поможет продлить время самостоятельной игры.

Самостоятельность ребенка: «Я сам!» 1-2 года

Примерно в год-полтора-два (это индивидуально) наступает период, когда ребенок становится самостоятельным. Это выражается в том, что он хочет все делать сам. Здесь самое главное - не мешать!

Не пытайтесь делать все вместо ребенка! Даже если вы очень спешите, а ребенок, на ваш взгляд, долго возится, никогда (!) не позволяйте себе без разрешения сыночка или дочурки застегнуть пуговицы, одеть шапочку или курточку, надеть ботинки, а затем и завязывать шнурки, застегивать «молнию» и подобное. Для них это очень важно, ведь именно так они становятся взрослыми - понимая, что ничего не могут сделать сами, без родителей.


Начинайте делать все вместе. Например, вы придерживаете рукав, пока малыш просовывает ручку; обуваете его, а он застегивает «липучку»; вставляете «собачку» в замочек «молнии», а ребенок тянет ее вверх.

Если же вы очень спешите, то лучше предложите свою помощь, когда видите, что малыш не может справиться. «Оживите» курточку или башмачок, приговаривая «Ой, смотри, как правый башмачок хочет быстро-быстро вскочить на твою ножку», спрашивайте «А где наша левая ручка?» И т.д. Пока ребенок будет угадывать и подставлять то ножку, то ручку, вы сами ее быстро соберете.

Но если вы просто идете гулять или уже пришли, то лучше подождите и обязательно (!) Похвалите малыша за то, как он красиво справился с трудной задачей САМ.

Это очень важно для осознания ребенком своей значимости и независимости. Эту тактику нужно применять постоянно: от первого обнаруженного желания и всегда, когда ребенок хочет чему-то научиться.

Самостоятельность ребенка: «Я сам!» 2-3 года

В два-три годика наступает активный период развития ребенка. Ежедневно он находит что-то новое для себя, пробует, демонстрирует новые таланты. Умея говорить, малыш изучает новые слова, их правильное произношение. И, конечно же, хочет все знать! Ребенок начинает задавать слишком много вопросов - становится «Почемучкой».

В это время родители, кроме большой любви и радости от своих чад, получают и немало головной боли, ведь выдержать натиск ежеминутных вопросов не так уж легко. И здесь пригодятся лучшие помощники родителей - игрушки, книги, карандаши, фломастеры, краски, игры.

Самостоятельность ребенка: игры для самостоятельных детей

Игрушки
Мягкие мишки с зайчиками, пирамидки, конструкторы, пазлы, куклы, машинки и еще много чего - это детский мир. Все, с чем можно играть, кого можно накормить, переодеть и положить спать, что можно повозить по полу, из чего составить башню, робота и замок, приносит большую радость детям, учит их ответственности и заботы, развивает логику и смекалку.

Книги
Яркие рисунки - первое, что привлекает малышей. Просматривать их можно даже целый час. Детей интересует, как называется все, что нарисовано: герои сказок, домашние и дикие животные, растения, деревья, явления природы и т.д. Сначала вы можете просто называть вслух то, на что покажет ваш малыш, при этом выполняя какую-то домашнюю работу (например, готовя пищу или убирая). А дальше ребенок уже самостоятельно будет рассматривать все книги, газеты и журналы, которые есть дома.

Карандаши, фломастеры, краски
Все, чем можно рисовать, вызывает интерес и восторг у детей. Возможность создавать самим разноцветные узоры, а потом и рисовать себя, маму и папу, солнышко, цветы и все, что любишь, побуждает малышей брать в руки карандаши и кисточки. Показав, как держать их в руке, родители сразу же имеют четко установить правило: где можно рисовать, а где - нет. Без этого вы рискуете красивыми обоями и новым ремонтом. Лучше, конечно же, подарить детям альбомы для рисования и раскраски, хотя в ход идет все: старая макулатура, чистая бумага, картон, обертки и блокноты. Особенно подчеркните ребенку, что нельзя рисовать на книгах и стенах. А если ему все же хочется простора, прикрепите на стене ватман - так обе стороны будут удовлетворены.

Мел
На больших плоскостях (асфальте, камнях, голых стенах и т.д.) можно рисовать все и в натуральную величину: домик, небо, облака, солнце, дерево и т.д. Можно сделать отпечатки ножек и ручек. Многообразие красок и большое пространство вызывают желание много и долго рисовать и стимулируют полет фантазии. Это хорошо делать во дворе, парке, скверах, на площадях. А если на улице плохая погода, то можно и дома, на специальной доске для рисования.

Игры
Здесь мы имеем в виду именно детские игры, с игрушками и другими детьми. Конечно, идеальный вариант - это двое и более детей примерно одинакового возраста в одной семье. В этом случае уже с восьмимесячного возраста, когда младший ребенок с интересом наблюдает за делами старшего, их можно оставлять наедине. При правильном воспитании, в атмосфере взаимной любви дети растут и играют вместе: старшие обычно лидируют и начинают игру, а младшие - исполнители. Всем интересно, все довольны. Когда в семье один ребенок, то при условии поэтапного вышеупомянутого воспитания, ваша девочка или ваш мальчик будут радовать вас самостоятельностью все детство.

Внимание, терпение и любовь - вот основные три составляющие родительского воспитания. Занимаясь с ребенком с детства, вы научите его всему, что нужно, но прежде всего - как любить себя, других деток и взрослых и весь окружающий мир. Только благодаря этому ребенок вырастет самодостаточной и интересной личностью, добрым и сильным, уверенным в себе Человеком.


 

Форум