Чемпионы и Маленькие Гении

Формирование познавательной активности у младших дошкольников – научное исследование

Ребенок кусает ногуВ наше динамичное, насыщенное информацией время, особое значение приобретает вопрос об интенсификации, а в результате, и оптимизации учебного процесса в дошкольных учреждениях и дома.

Одним из важных условий повышения эффективности учебно-воспитательной работы является формирование познавательной активности. На современном этапе проблема развития познавательной активности дошкольников остается одной из актуальных в дошкольном образовании, поскольку активность является непременным условием для формирования качеств умственных и личностных, а также самостоятельности и инициативности.

Учитывая, что начальным источником познания является зрительное восприятие, ставим целью нашего исследования определение и экспериментальную апробацию эффективности использования наглядных средств как одного из путей формирования познавательной активности детей.

В процессе работы использовались научные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ программ, наблюдение, беседы с воспитателем, родителями, анкетирование, тестирование и контрольные задания для детей, статистический анализ полученных результатов.

В экспериментально-исследовательской работе нами было обследовано 68 детей 4-х летнего возраста. Анализ эксперимента показал, что детей с низким уровнем сформированности познавательной активности было значительное количество (26,5%).

На этапе формирующего эксперимента была разработана экспериментальная программа, которая включала серию дидактических игр по формированию познавательной активности младших дошкольников; наглядный дидактический материал, который использовался на занятиях по различным разделам программы и в повседневной жизни, что позволило обеспечить оптимальные условия для подъема уровня познавательной активности на высшую ступень сформированности.

Для определения эффективности предложенной методики был проведен контрольный срез, который показал, что детей с низким уровнем не стало, а высокий уровень стал значительно выше (НР - 0%; ВР - 35,8%).

Таким образом, можно сделать вывод, что такие результаты были получены благодаря рациональному использованию и оптимальному сочетанию разнообразного дидактического материала как средства наглядности, этапа обучения, цели и программных задач и содержания конкретного занятия, основанного на индивидуализации и дифференциации.


 

Форум