Чемпионы и Маленькие Гении

Развитие детей старшего дошкольного возраста

 Дети дошкольникиВосприятие ребенка становится более сознательным и целенаправленным. Если младший дошкольник воспринимает обычно то, что ему больше всего понравилось, привлекло внимание, то малыш шестого года жизни уже способен покорить восприятия окружающих предметов и явлений определенной цели, которые ставит он сам. У ребенка развивается наблюдательность, формируются глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих определенный предмет. У старшего дошкольника развиваются также произвольное и непроизвольное внимание, способность к анализу и умение воспроизводить ранее усвоенное.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Формируются обобщенные способы мышления: сравнение, отыскания сходства, различий, классификация, анализ, сочетание т.д.

Пятилетний ребенок продолжает активно накапливать словарный запас. Происходит овладение грамматическим составом родного языка, в частности разными видами сложных предложений. На пороге старшего дошкольного возраста речь приобретает признаки рассуждения, что способствует развитию способности действовать мысленно, мысленно планировать, контролировать деятельность. Появляется пояснительное вещание.

Характерной особенностью речи ребенка пяти лет является применение языка для общения со сверстниками. Малыш задает вопросы, рассказывает, размышляет, фантазирует, пытается составить стишки и песенки, обменивается впечатлениями. Теперь он способен к детальной словесной характеристике предметов и явлений: может назвать их качества, признаки, отношения. А многочисленные вопросы ребенка, как правило, направлены на познание окружающего мира и получения знаний. Под влиянием взрослого постепенно возникает качественно новая форма общения - личностная. Ребенок хочет не просто внимания со стороны других, но ощущение уважения, взаимопонимания, сострадания.

Старшему дошкольнику под силу решать достаточно сложные задачи; конечно, если при этом взрослый дает ему возможность наблюдать, доступные для его понимания факты. Малыш уже умеет обобщать; устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. У старшего дошкольника начинает развиваться словесно-логическое мышление. Однако, логика мышления пятилетнего ребенка еще довольно своеобразна, несовершенна: малыш допускает ошибки, часто не может в совокупности проанализировать все детали ситуации или интеллектуальной задачи, выделить в нем главное т.д.

Память воспитанника шестого года жизни находится в состоянии перехода от непроизвольной к сознательной. Ребенок может легко заучить текст стихотворения, песенки. Поэтому воспитателям необходимо обращать внимание также на развитие смысловой памяти старших дошкольников.

Особенностью эмоционального развития детей шестого года жизни является то, что они становятся более сдержанными. Дети усваивают «язык чувств»: мимику, жесты, позы, интонации голоса и т.д. Малыш способен скрыть собственные чувства страха, агрессии, слезы и т.п.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность произвольно управлять познавательными процессами.

Дети пяти лет могут систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Они пытаются сделать нечто полезное для других, быть нужными им. Организация деятельности старших дошкольников, когда дети осознают, что их участие и качество работы является составной общего результата, способствует формированию трудовых действий.

Процесс обучения старших дошкольников сопровождается положительными интеллектуальными эмоциями. В нем малыши предусматривают путь к удивительным открытиям. Малыши шестого года жизни обычно с интересом относятся к учебе, правда, воспринимают и запоминают преимущественно те задачи, которые можно непосредственно использовать в художественной деятельности или для игры.

В этот период ребенок начинает особенно восторженно играть. Игры старших дошкольников становятся разнообразными и развернутыми, им свойственны осложнения сюжета. Как правило, игры малышей пяти лет приобретают творческий характер: они уже сюжетно-ролевые, моделирующие и групповые. Развиваются и разные подвиды сюжетно-ролевой игры: режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами и т.д.

О. В. Копилова, В. М. Ткаченко

"Использование символов в работе с дошкольниками"


 

Форум