Чемпионы и Маленькие Гении

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – от 3-х до 4-х лет и развитие детей

Ребенок поливает дерево

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – очень важный момент. Потому как нужно знать, что труд просто так всем не дается. И ребенка нужно приучить к труду, чтобы в будущем, в жизни, он не был лодырем, и бездельником. Как известно, трудолюбивые люди добиваются в этой жизни больших высот, нежили лентяи. Развитие детей и труд идут рука об руку.

Ребенок в возрасте от 3-х до 4-х лет очень любит играться, и труд для него вполне можно превратить в игру. Когда мама убирает в комнате, она может подключить к этому труду и ребенка. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, конечно же, проводится не только дома, но и в детском саду. Правда, дома родители могут видеть, насколько их ребенок приучен к труду. По тому, как ребенок отзывается на просьбы помочь в чем-то. Развитие детей учитывает даже это.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста это не только помощь по уборке дома (вытереть пыль, подержаться за ручку пылесоса, немного помыть полы, разложить вещи по своим местам), но еще и другие умения и навыки. Так, дети в возрасте от 3-х до 4-х лет уже могут учиться одевать ботинки и тапочки (тапочки дети осваивают куда быстрее), снимать куртку, шапку (и даже одевать шапку), одевать носки и даже колготки.

В этом возрасте от ребенка все чаще можно услышать знаменитое «Я сам!» или «Я сама!». И действительно, ребенок хочет сам кушать, сам причесываться, сам садиться на горшок и многое другое. Но так как все дети индивидуальны – ваш ребенок может сначала научится сам садиться на горшок, а потом уже одевать тапочки, а может и наоборот. Главное, чтобы ребенок учился, а значит – трудился. Развитие детей, что постоянно трудятся происходит быстрее.

На самом деле трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается уже с самого рождения. Это видно по тому, как ребенок сосет грудь матери. Некоторые дети делают это усердно, а некоторые отказываются трудиться, немного поедят материнского молока, и кричат от голода. И совсем не потому, что молока нет – просто им лень его высасывать. Здесь мать может поступить по-разному, потому как ребенок еще мал. Но трудовое воспитание детей дошкольного возраста все же, не рекомендует потакать ребенку. С другой стороны – как заставить малыша пить грудное молоко? Просто по требованию прикладывать к груди. Со временем, даже такой маленький ребенок научится трудиться.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы суметь поддержать все начинания ребенка. Если он хочет что-то сделать – пусть делает! Хочет ребенок сам отнести кружку на кухню – пусть относит. Да, может быть, он разобьет не одну кружку, и даже у самой цели, но не стоит акцентировать на этом внимание. Похвалите ребенка за то, что он унес кружку на свое место – на кухню. Ведь на самом деле ребенок вам помог!

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста это не узурпация детского труда, а помощь в развитии трудовых навыков. Если у ребенка не очень хорошо получается одевать кофту, не стоит об этом говорить. Лучше похвалить его за то, что он сам ее одевает, и предложить немного помочь, а потом еще раз похвалить «Молодец! Сам одел кофту!». Похвала очень важна для развития детей.

В то же время не нужно ограничиваться только тем, что ребенок хочет делать сам. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста предполагает также освоение новых навыков. А это значит, что ребенку нужно учиться чему-то новому. Родители, или воспитатели, или дедушки с бабушками, могут учить ребенка рисовать, считать, писать, клеить наклейки, делать разные поделки, строить из конструктора здания. Все это также труд – хотя и преподносится в игровой форме.

Если вы хотите научить ребенка делать что-то новое, нужно объяснять ему это очень подробно, не торопясь, шаг за шагом показывая действия. Потом следует убедиться в том, что ребенок все понял и запомнил, а если он что-то не запомнил – показать снова. И так, пока ребенок запомнит и поймет все, что нужно делать.

Например, если вы хотите научить ребенка сервировать стол – хотя это не так и просто сделать, но дети как губка впитывают в себя знания – нужно от А до Я показать весь процесс сервировки стола. Вплоть до того, где нужно стоять, чтобы было удобно класть приборы для сервировки. Проще, конечно же, учить ребенка сервировать стол по частям – сегодня научить раскладывать ложки, и завтра – салфетки и бокалы. Конечно же, не стоит давать ребенку раскладывать ни вилки, ни ножи. По большому счету, и бокалы должны быть скорее небьющимися.

Так что если вы хотите не только понять что такое трудовое воспитание детей дошкольного возраста, но также и активно принять в нем участие – придется набраться терпения. Так как очень важно, чтобы вы подробно и детально объяснили ребенку то, чему хотите его обучить. А если у ребенка что-то не выходит – не вините в этом его. На самом деле виновны вы – начните свое объяснение с самого начала, делая больший акцент на места, где у ребенка что-то не получается. Лучшее развитие детей своими силами, это целая наука, освоить которую может каждый родитель.

Конечно же, не стоит учить ребенка тому, что вы сами толком делать не умеете. Или же тому, что вы умеете делать – но не очень хорошо. Наверное, это не касается только рисования, аппликации, да и других творческих навыков. Вы можете учиться творить вместе со своим ребенком! А вот если вам нужно починить стул, здесь, конечно же, ребенок никак не поможет, особенно девочка. Папа же вполне может взять с собой сына, чтобы он посмотрел, как папа чинит стул (если ребенок старшего дошкольного возраста, и не будет хвататься за гвозди и тыкать ими себе в нос). Не стоит учить ребенка дошкольного возраста и красить стены, или забор – испарения краски пагубно влияют на здоровье.

Если вы видите, что ребенок делает все правильно – похвалите его. Но если вы видите, что у ребенка что-то не выходит, а он старается – все равно его похвалите. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста должно давать стимул к развитию, а не притуплять желание что-либо делать. Объясните и покажите ребенку более доходчиво то, что у него сделать не получается. Если нужно – несколько раз. Подумайте, что бы еще сказать, или показать, чтобы у ребенка получилось.

Для ребенка возраста от 3-х до 4-х лет уже не достаточно просто сказать – «повесь платье», или «собери игрушки». Таким детям нужно объяснять, почему это нужно сделать. «Повесь, пожалуйста, платье на стул – чтобы не помялось. Ты же не хочешь ходить в мятом некрасивом платье? А так, ты его повесишь, и оно не помнется, и будет красивым!». Конечно же, можно придумать и что-то покороче – главное чтобы ребенок понял. Или же «Собери свои игрушки, к нам могут прийти гости, и что же они скажут, когда увидят раскиданные по полу игрушки?».

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста не остается без внимания разработчиков игрушек. Сейчас в магазинах можно купить специальные игрушки, развивающие различные трудовые навыки у детей. К примеру, это доска в виде ботинок, с настоящими шнурками, которые нужно не только связать, но и прежде зашнуровать. Или же игрушка, одежда на которую прикрепляется методом шнурования через дырочки и привязывания. Помимо этого, есть и много других интересных игрушек, что развивают трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Важную роль в трудовом воспитании детей дошкольного возраста играют также ролевые игры. Пусть кто-то будет дворником, а кто-то – поваром. Дайте ребенку приготовить себе кашу самому – добавить в готовую кашу заранее подготовленное вами количество соли, масла, и размешать. Это своеобразный труд, но в то же время – игра. Развитие детей в игровой форме намного лучше воспиримается детьми.

Помимо этого трудовое воспитание детей дошкольного возраста также можно проводить в активных играх с куклами. Что это значит? Ребенок должен сам, раздеть куклу, и уложить ее спать, умыть, покормить куклу, а пока она спит – приготовить кукле, покушать. Можно также перед прогулкой предложить взять куклу с собой, но, чтобы кукла не замерзла, пусть ребенок сам хорошенько ее оденет.

Дети в возрасте от 3-х и до 4-х лет очень любят поить кукол чаем, и  придя с улицы, можно предложить ребенку напоить куклу чаем, чтобы она согрелась. Ребенок еще к тому же таким образом учится заботиться о ближнем, а это уже не только трудовое воспитание детей дошкольного возраста, но также их нравственное воспитание. А после того, как ребенок напоит куклу чаем, он может сам помыть посуду в приготовленной вами мисочке с теплой водой. Да, и банальное мытье посуды тоже часть развития детей.

Конечно же, прежде чем требовать от ребенка того, либо другого действия, нужно хорошенько ему объяснить, как именно все это делается и даже показать – не забывайте про это. Если ребенок что-то делает неправильно, просто покажите ему как нужно делать.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – то, чем пренебрегать не стоит. Ведь как интересно поливать вместе цветы, например. Особенно летом. Дайте ребенку лейку, и пойдите вместе поливать клумбу. Дома тоже можно поливать цветы, но для этого у ребенка должна быть небольшая лейка. Похвалите ребенка за то, что он вам помогает.

От чего зависит, будет ли трудовое воспитание детей дошкольного возраста успешным, или нет? В первую очередь, это зависит от вас самих. Насколько вы хотите обучить ребенка труду, насколько у вас есть время и желание ему все объяснять, помнить, что ребенок не просто может мешать, и крутиться под ногами, когда вы убираете – но также может просто помочь. Это немало важно для семьи, когда дети с самого детства приучаются помогать своим родителям.

Конечно же, не сразу трудовое воспитание детей дошкольного возраста дает, свои плоды. Нужно немало заниматься с ребенком, пока у него будет все получаться так, как надо. Но ребенок должен чувствовать свою значимость, что он может сделать это сам – таким образом, утверждается и развивается его индивидуальность и личность. А значит, происходит развитие ребенка в целом.

В то же время трудовое воспитание детей дошкольного возраста не должно навязываться. Если ребенок болен, или у него нет настроения, играть с вами в какие-то игры, не стоит настаивать. Предложите ребенку что-то другое. Сегодня ребенок не хочет мыть посуду куклы, предложит ему вытереть пыль, или уложить куклу спать. А может, просто почитайте ему сказки – ведь жизнь детей не состоит только из труда.

Таким образом, трудовое воспитание детей дошкольного возраста должно происходить от случая к случаю – от ситуации к ситуации. Вы должны сами подбирать нужные моменты, когда ребенок мог бы немного потрудиться – улавливать его настроение, что-то предлагать сделать вместе.

Случается так, что у ребенка одно может получаться просто и легко, а другое – совершенно не выходит. И вы удивляетесь, как же так, ведь для того, чтобы ребенок понял, как причесывать куклу, вам просто нужно было сказать ему, как это делать. А вот умыть куклу он не может – хоть вы уже так понятно рассказали все! Порой, нужно приложить больше усилий, чтобы ребенок понял, как и что делать – показать, и если нужно не один раз, и по-разному. Более того, если ребенок сегодня смог сам причесать куклу, вполне возможно, что завтра он уже не сможет ее причесать сам – и вам придется ему помочь. Но не нужно упрекать этим ребенка, все равно похвалите его за то, что он сумел с вами причесать куклу. Прежде чем ребенок наконец-то на все же научится что-то делать, пройдет немало времени – повторение, мать учения. Развитие детей в тех или иных областях происходит не так то быстро - наберитесь терпения.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста должно проходить еще к тому же и одинаково. Если сегодня ребенок помогает вам пылесосить, то в следующий раз не отталкивайте его, потому что нужно быстро пропылесосить. Уж если взялись чему-то учить – учите при каждом случае. Развитие детей занятие важное, и ответственное.

Очень эффективно происходит трудовое воспитание детей дошкольного возраста в коллективе. Ребенок смотрит, что делают другие, и пытается повторить то же самое. Еще можно делать акцент на помощь – помоги одеться медведю, или зайцу, помоги машинке выгрузить груз. Это тоже развитие детей в игровой форме.

И не забывайте хвалить ребенка не просто так, а уточнять за что именно: «Молодец! Сам одел курточку!» или «Спасибо, какой ты молодец, что принес маме на кухню тарелку!».


 

Форум