Чемпионы и Маленькие Гении

Художественное развитие детей – живопись и ребенок

Ребенок и живописьВ соответствии с концептуальными основами исследования разработаны педагогические ситуации общения детей с живописью, которые позволят выявить характер личностного отношения детей к живописи.

Ситуация 1. В игровой комнате один из углов оборудован шестью репродукциями картин (по возможности - оригиналами) украинских и российских художников, звучит классическая музыка в сочетании со звуками природы. Цель этой ситуации: привлечь непроизвольное внимание детей к картинам. В том случае, когда дети заинтересуются, педагог подходит к уголку и ведет беседу по содержанию тех вопросов, которые поставят дети, или спрашивает: что их интересует, о чем хотели бы услышать рассказ.

Ситуация 2. Групповая комната оборудована шестью репродукциями или подлинниками картин украинских, российских и зарубежных художников. Цель ситуации: выяснить, какие жанры живописи детям нравятся больше всего, как они мотивируют свой выбор. дошкольникам предлагается выбрать из представленных картин одну на день рождения маме (бабушки).

Ситуация 3. Одна из стен групповой комнаты оборудована шестью репродукциями картин украинских, российских и зарубежных художников. Цель ситуации: выявить личностное отношение к манере письма художников. Ребенку предлагается выбрать из этих картин такую, какую бы и он хотел нарисовать.

Ситуация 4. На одной из стен групповой комнаты расположена репродукция (возможно, оригинал) картины. Цель ситуации: выявить личностное отношение к картине как результату труда художника. Детям предлагается условно войти в картину. Педагог вопросами типа: «Представь, что ты встретился с художником этой картины и сказал, что не закончил ее. Что бы ты в ней еще пририсовал? Почему?»

Ситуация 5. Групповая комната оборудована четырьмя репродукциями картин (по возможности - оригиналами) украинских и российских художников. Цель ситуации: выявить у детей умения анализировать картины по манере написания (постановка мазков, колорит картины), учить их выражать оценочные суждения и вербализировать их. Педагог создает проблемную ситуацию: «Нам сказали, что можно послать на выставку одну из этих картин, которую ты выбрал? Почему?».

Таким образом, искусство живописи - яркая, многогранная страница человеческой культуры, изучение которой только начинается в дошкольном детстве. Чтобы ребенок развивался как самостоятельная личность со своими взглядами, он должен овладеть способностью, самостоятельно осваивать отрасль живописи в процессе интересных ситуаций личностного общения с ним и сверстниками и взрослыми на материале этого искусства. Личностные реакции, эмоции, вербальные оценки, длительность рассматривания ребенком каждого конкретного произведения живописи составят основания для анализа ценностного отношения. По этой совокупности отношений мы предполагаем определить меру эстетических отношений и характер их проявлений.

Проблема привлечения ребенка к искусству, живописи в условиях современного развития образования является крайне важным направлением педагогики и имеет еще много неисследованных аспектов. Поскольку образование настоящего в области искусства приобрела личностно-ориентированное направление, то полноценное художественное воспитание дошкольников невозможно без рассмотрения аспекта личностно-ценностного отношения к искусству вообще и, живописи в частности. Под понятием «личностно-ценностное отношение к искусству» понимаем позицию личности (ребенка), которая строится в результате восприятия произведений изобразительного искусства (в частности, живописи) и проявляется в выражении эстетических чувств, эмоций, суждений, объективной оценки, вытекающих из удовольствия ее духовных потребностей и проявляется в стремлении к воссозданию воспринятого в различных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи эстетического воспитания путем ознакомления дошкольников с изобразительным искусством определены в нормативных и законодательных документах разных стран. Согласно требованиям различных документов, эстетическое воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его эстетических потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы воспитания эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. Это, в свою очередь, будет способствовать воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности, максимальному использованию эстетического фактора в совершенствовании национального самосознания ребенка, повышению его трудовой и социальной активности, росту творческого потенциала молодых граждан.

Ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается его потребность в реализации собственных творческих способностей, совершенствуются умения ценить рукотворные изделия, проявлять интерес к достижениям национальной и мировой культуры, владеть различными способами реализации собственных творческих способностей.

В ходе исследования проблемы использования произведений живописи в современной практике образовательно-воспитательной работы с дошкольниками, обратились в государственные программы дошкольного воспитания, анализ которых показал, что в дошкольном учебном заведении предусматривается ознакомление старших дошкольников с произведениями украинских (Й. Бокшай, Е. Волобуев, Н. Глущенко, С. Шишко, Т. Яблонская и др.), российских (И. Айвазовский, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин и др.) и зарубежных художников (Анри Матисс).

Также обратили внимание на то, что произведения, которые включены в программы, различающиеся манерой письма, например, А. Шовкуненко «Наводнение. Конча-Заспа» и М. Глущенко «Зимний день», выполненные в разных техниках наложения мазков краски на холст, характером художественных образов и т.д.

Отметим, что перечень предлагаемых произведений изобразительного искусства в программах «Ребенок» и «Малятко» свидетельствует об их жанровом разнообразие (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой и анималистический жанры). Программа «Малятко» отличается от программы «Ребенок» тем, что ее составители предлагают знакомить детей с произведениями живописи еще со второй младшей группы, тогда как авторы программы «Ребенок» - со средней. Другим отличием упомянутых программ является несогласованность в вопросе представления материала по изобразительному искусству детям разных возрастов. Например, с произведениями С. Шишко «Осень», М. Глущенко «Зимний день» авторы программы «Малятко» советуют знакомить детей второй младшей группы, тогда как по программе «Ребенок» воспитатель должен проводить занятия по указанным произведениями упомянутых художников в старшей группе.

Заметим также, что в программе «Малятко» среди перечисленных произведений живописи не предлагаются работы зарубежных художников, а лишь украинских и российских, вместе с тем в программе «Ребенок» исключением является картина Анри Матисса «Красные рыбки».

Мы заметили, что в этих программах предлагается развивать у детей восприятие произведений живописи на основе интеграции с другими видами искусства, то есть впечатления детей усиливаются соответствующими музыкальными и литературными произведениями. Акцент делается на эмоциональном восприятии детьми старшего дошкольного возраста произведений изобразительного искусства и формировании у них эмоционального отношения к картинам и их содержания, развития способности изобразительно-выразительные средства, которые использовали художники при написании живописных картин.

Вместе с тем, есть уже программы, предлагающие синтез искусств для более глубокого познания детьми художественных образов в музыке, живописи, графике, скульптуре и др. («Сотворчество», «Захват» - Россия, Ростов-на-Дону).

Анализ периодической литературы по дошкольному воспитанию, в которой постоянно печатаются методические разработки по эстетическому воспитанию детей в процессе их ознакомления с произведениями живописи, показывает, что практикам предлагаются планы-конспекты специальных занятий по изобразительному искусству, интегрированных занятий с использованием произведений живописи, художественные рассказы о художниках, их картины, разработанные Н. Киряков, Н. Крутенко, Н. Сидаш, Л. Сирченко, Г. Сухоруков и др.

Итак, выявлена тенденция усиления интереса отечественных периодических изданий к освещению различного художественно-методического материала в помощь воспитателям детских учебных заведений и родителям по вопросам ознакомления детей с живописью.

Отметим, что работа в этом направлении русской методики, направлена не только на организацию специальных занятий по ознакомлению с произведениями живописи, но и на создание кружков, воображаемого и реального посещения детьми-дошкольниками музеев, картинных галерей (Эрмитаж, Третьяковская галерея) и т.д. Что касается последнего, то в России развивается музейная педагогика, которая берет свое начало еще с 70-х годов прошлого века, а ныне получила широкое применение. Заметим, что в России существуют «дошкольные» музеи, которые функционируют в рамках дошкольных учебных заведений. Они обладают педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к искусству, объединить педагогов, детей и родителей увлекательным делом: сбором экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

В частности, для ознакомления детей с работами отечественных (да и зарубежных) художников, особенно, если в городе или в деревне нет музея изобразительного искусства, педагоги детских садов создают их вроде настоящих картинных галерей в игровых и отдельных комнатах. С помощью родителей собираются качественные репродукции картин известных мастеров.

Следовательно, расцвет в России музейной педагогики помогает как родителям, так и самим педагогам знакомить дошкольников с отечественным и зарубежным культурными наследиями в области изобразительного искусства, в частности живописи. Тем самым прививать любовь к занятиям рисованием и побудить дошкольников к воспроизводству собственных чувств в художественно-творческой деятельности.

Непосредственное общение с живописными картинами, а не их репродукциями повышает остроту эмоциональных чувств и оценочных суждений детей.

Заметим, что в Украине музейная педагогика еще не получила такого расцвета, как в России. Однако, в дошкольных учебных заведениях нашей страны распространена практика создания картинных галерей, организуются экскурсии в музеи, встречи с выдающимися отечественными художниками, а методическая литература определенной степени обеспечивает подготовку и организацию этой работы.

Итак, нами выявлено, что методика дошкольного воспитания традиционно ориентируется на то, что педагогом осуществляется интерпретация произведений искусства, а потом косвенно доносится к ребенку, а это является признаком старых подходов к ознакомлению детей с живописью. С позиций нашего исследования, выявлено, что в профессиональной литературе прослеживается частичное решение вопроса формирования личностно-ценностного отношения к живописи. Это обусловило возникновение инновационных подходов к ознакомлению детей с живописью.

В современной практике дошкольного воспитания заинтересовала личностно-развивающая педагогическая технология, автор которой С. Огурцова сделала попытку определить технологии личностного общения детей со скульптурой. Взяв их за основу, мы выявили следующие типы личностного общения детей с живописью:

1) искусство ↔ ребенок (произведение живописи заинтересовывает ребенка, он непосредственно воспринимает его, но у него не может самостоятельно формироваться отношение к самому искусству как элемента человеческой культуры);

2) ребенок ↔ искусство (ребенок воспринимает произведение живописи, вследствие этого у него возникает желание самому рисовать, то есть создать нечто подобное тому, что он созерцал);

3) ребенок ↔ искусство ↔ ребенок (ребенок воспринимает произведение живописи, проникается чувствами, а потом делится своими впечатлениями с другими детьми);

4) ребенок ↔ искусство ↔ педагог (ребенок воспринимает произведения живописи, затем ведет с педагогом беседу по картине, которая воспринималась им);

5) искусство ↔ ребенок ↔ педагог (произведения живописи заинтересовывают ребенка, а потом он выражает свое отношение к картине, делится своими впечатлениями в процессе беседы с педагогом);

6) педагог ↔ искусство ↔ ребенок (сначала педагог знакомится с произведениями живописи, а тогда, знакомя ребенка с картинами, он как бы «подсказывает» ребенку впечатление, навязывает собственную оценку картины, техники ее выполнения, выразительно-изобразительных средств, использованных художником).

Таким образом, в дошкольной педагогике может существовать различные общения ребенка с живописью, но, к сожалению, в современной практике наиболее распространенным является последний тип, который, недостаточно активизирует личностный фактор, не способствует саморазвитию ребенка. Воспитатель является инициатором оценки произведений живописи, при этом его мнение навязанное ребенку, так сказать, не свое, а чужое.

Поэтому мы в большей степени склоняемся к типу ребенок - искусство - педагог, когда ребенок воспринимает произведения живописи, самостоятельно пытается разобраться в выразительно-изобразительных средствах, технике исполнения, применяемых художником, определяет настроение картины, обращается к педагогу с вопросами о непонятном, интересное. В таком случае педагог спрашивает ребенка о его мысли, суждении, оценке, сообщает о своем понимании авторского замысла.

Следовательно, усилия практиков направлены на саморазвитие эстетических способностей, обогащение духовной культуры, формирования личности и развитие творческого потенциала дошкольников. Речь идет о предоставлении ребенку независимости и самостоятельности в проявлении его чувств и вербализации собственных суждений.

Журнал «Педагогика»


 

Форум