Чемпионы и Маленькие Гении

Эмоциональное развитие детей

Эмоциональное развитие играет немалую роль в общем развитии малыша. Ребенок зависит от своих эмоций точно так же, как и взрослый человек. Вот только в отличие от взрослого человека, ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями. Стоит ли этим манипулировать? Конечно же, не стоит, потому, как ребенок просто не поймет, чего вы добиваетесь, играя на его эмоциях, или поймет вас неверно. Манипуляции на детских эмоциях могут привести к разным психологическим травмам. Но давайте рассмотрим эмоциональное развитие детей немного ближе, и по возрастам.

 

 

Эмоциональное развитиеЭмоциональное развитие детей до года.

Особенно важные этап развития детей, это развитие детей до года. В самый первый месяц развития ребенка, когда он только-только появился на свет, вместе с умственным и физическим развитием наблюдается и эмоциональное развитие малыша.

 

Как же это происходит у месячного крохи? Говорят, что сейчас дети совершенно не такие как раньше, и уже после рождения они могут смеяться и улыбаться. Но это далеко не всегда так, по мере своего эмоционального развития ребенок учится улыбаться, смеяться, реагировать на близких и чужих людей. И все это происходит от самого рождения карапуза. Конечно же, есть исключения, которые часто называют дети индиго, они уже с рождения могут улыбаться именно своим родителям, а порой и заливаться звонким смехом. Но дети такие встречаются крайне редко.

 

К возрасту шести месяцев ребенок уже может не только узнавать маму и папу по голосу, но еще и других близких людей. Но узнавать, и реагировать как-то по особенному, это две разные вещи. До полу года у малыша формируется привязанность к родителям, привязанность к маме и папе, у него есть потребность в общении с ними. Именно от этого общения сейчас, и в ближайшие годы, зависит эмоциональное развитие ребенка. Если разлучить ребенка с одним из родителей в этот период, можно нанести ему непоправимую эмоциональную травму, последствия которой будут видны лишь спустя многие годы.

 

К году уже можно наблюдать, как кроха проявляет свой характер более выражено. Если он что-то требует, или же наоборот, отступает, получив отказ. Как ребенок реагирует на отказ, как проявляет свои эмоции, или же просто манипулирует родителями при помощи капризов? Капризы отличаются от настоящих эмоций тем, что вторые сопровождаются плачем, а при простом капризе в ход идет только крик и желание получить свое.

 

Но эмоциональное развитие детей это не только плачь и негатив. Ведь в жизни каждого человека есть и масса позитивных моментов. И это тоже эмоции, которые развиваются со временем. Позитивные эмоции, это игры с родителями, забота и любовь близких, прогулки на свежем воздухе, общение с животными, знакомство с природой, первые встречи со сверстниками на детских площадках. Все это дарит ребенку позитивные эмоции, настраивает на позитив и способствует не только эмоциональному развитию, но и развитию малыша в  целом.

 

Эмоциональное развитие. Чего следует избегать до года?

Не кричите на ребенка, и не бейте его. Это оставит только негативный отпечаток, обиду и сделает ребенка более эмоционально ущербным, пугливым. Потом могут возникнуть проблемы со страхами, с отношениями в семье. Дети, на которых часто кричат, и которых бьют, более забитые, чем их сверстники, они часто вырастают озлобленными на весь мир. Также не стоит баловать ребенка, потом придется отучивать его получать все по первому же требованию.

 

Следите, чтобы ребенок не получал каких-то особенных травм, например, при первой попытке сесть на горшок он прищемил себе попку. Потом малыш может отказываться садиться на горшок, так как пострадал от этого не только физически, но и эмоционально. Бывают случаи, когда дети категорически отказываются садиться на горшок, закатывая истерики, или просто убегая куда-то, они прячутся в разных местах комнаты и делают свои дела там. Это говорит о том, что в какой-то период раннего детства ребенок получил именно эмоциональную травму, связанную с горшком. Очень часто даже сами родители не могут вспомнить причину такого поведения малыша.

 

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие детей от года до двух лет.

Казалось бы, вот и прошел первый год жизни малыша, чего еще бояться? Ведь все опытные родители говорят, что первый год самый сложный. Но мы хотим развеять этот миф, про сложный первый год – у некоторых второй год еще сложнее первого, как в плане эмоционального развития малышей, так и в плане их физического развития.

 

Что же происходит сейчас с ребенком, что родителям приходится еще сложнее? Во-первых, далеко не все дети до года умеют ходить, именно после года ребенок учится ходить, а этого значит, мама будет всегда рядом. На мамины плечи ложится этот груз, всегда быть около ребенка, держать его за руку или даже за обе руки, пока он учится ходить. А потом гулять с ним рядом, постоянно поддерживая, чтобы не упал. До какого возраста дети учатся ходить? Некоторые до 1 года и 6 месяцев, а некоторые почти до двух лет, все это индивидуально. И все это напрямую связанно с эмоциональным развитием ребенка. Когда он ходит, переступая с ноги на ногу, меняется его восприятие мира, он хочет бежать за бабочкой, сорвать цветочек, сдуть одуванчик – и если все это ему запрещать, всплеск отрицательных эмоций крохи вам обеспечен. Уже с этого возраста ограничениями, запретами в таких мелочах, можно вырастить бунтаря или личность исполнителя в будущем, но никак не лидера.

 

Что касается расставания с родителями на долгое время, или же расставание с одним из родителей, этот возраст такой же взрывоопасный. При этом, ребенок будет страдать на эмоциональном уровне, не спать по ночам, плакать, и он все еще ничего не сможет вам сказать, особенно до полутора лет. Девочки расставание с отцом в таком возрасте переживают очень болезненно, в дальнейшем это может проявиться острой тягой к общению с противоположным полом, взрослыми мужчинами. При этом, вы будете видеть тягу к мужчинам уже к двум годам, кокетство, тяга к общению, не раз может ввергнуть в шок молодую маму. Но случается, что девочки переживают такое расставание совсем по-другому. Замыкаясь в себе, порой, упрекая себя в отсутствии отца. Все это очень индивидуально, и точно сказать можно только лишь одно – такое накладывает отпечаток на эмоциональное развитие, обостряя эмоции, или наоборот, притупляя их. Ни первое, ни второе не несет в себе позитива.

 

Как мальчики переживают расставание с отцом в возрасте от года до двух лет? Точно так же, как и девочки, обостренно и негативно. Если вы увидите, что такое расставание вредит ребенку, стоит подумать о соединении семьи, например, если муж уехал в длительную командировку. В другом случае лучше обратиться к детскому психологу.

 

Эмоциональное развитие детей от двух до трех лет.

Это еще тот самый «хрупкий» возраст ребенка, когда эмоции берут верх над разумом. В этом возрасте дети еще не хотят делиться своими игрушками с друзьями, из-за каких либо страхов. Зато от двух до трех лет дети уже могут объяснить родителям чего именно они хотят, и чем старше ребенок, тем проще он объясняет свои желания. Это положительно сказывается на эмоциональном развитии ребенка, потому как его теперь понимают без криков и лишних истерик. Это не значит, что потакают его прихотям, но по крайне мере именно в этом возрасте можно аргументировать свои отказы не просто словом «нельзя», а более детально. «Нельзя, потому что ты поранишь пальчик», и так далее.

 

Теперь, расставание с одним из родителей ребенок будет переносить так же болезненно, но ко всем внутренним переживаниям может добавиться внешнее спокойствие. Это спокойствие страшно тем, что вы не видите реального эмоционального состояния ребенка. Малыш может попросить вас о встрече с родителем, и болезненно принять очередное объяснение про отказ так, что вы этого не заметите.

 

Зато от двух до трех лет ребенок более эмоционален, артистичен, и уже теперь ярко виден не только темперамент, но и характер малыша.

 

В этом возрасте не рекомендуют смотреть мультфильмы с печальным финалом, например, мультфильм Русалочка. Дети воспринимают его со слезами, и не хотят, чтобы Русалочка в конце погибала, превратившись в пену морскую. Просмотр подобного мультфильма может довести ребенка до истерики, но, конечно же, все зависит от эмоционального развития малыша, его ранимости, чуткости.


 Эмоциональное развитие детей от трех до пяти лет.

Если до трех лет дети впитывают всю информацию, как губка, то теперь они еще и показывают всем окружающим, что же они впитали, чему научились и что именно лучше освоили. Теперь если ребенок посмотрит мультик, он не просто запомнит диалоги, имена героев и сам сюжет, но еще и расскажет вам про это при случае.

 

Если родители не успели до трех лет увидеть талант своего ребенка, самое время как следует приглядеться сейчас – от трех до пяти лет. Некоторые говорят, что после трех уже поздно, но стоит заметить, лучше поздно, чем никогда. В этом возрасте ребенок учится контролировать свои эмоции, хотя у него еще не получается притворяться, быть спокойным если его что-то беспокоит.

 

Следует помнить, что разные дети по-разному развиваются эмоционально, кто-то очень чувственный, и привязывается к друзьям, а кто-то уже с детства блюдет холодный расчет, думая лишь о себе и своем удобстве. Если вы видите, что ваш ребенок привязался к кому-то безразличному и равнодушному к его персоне, постарайтесь отвлечь его от этой детской дружбы. Ведь если ребенок сильно привяжется к другому ребенку, а тот будет проявлять равнодушие и эгоизм, это ранит ваше чадо. Не стоит запрещать дружить, нужно просто объяснить, если вдруг ситуация обострится. Например: «Коля сказал, что был на природе, а я сказал, что тоже был на природе. Тогда Коля сказал, что его природа была лучше моей.». Ваш ответ: «Откуда Коля знает, что его природа лучше твоей? Коля был на твоей природе?» натолкнет ребенка на мысли, и он ответит что-то по типу: «Нет, Коля не был на моей природе». Вам стоит тогда спросить: «Тогда что говорит Коля?» и ребенок ответит «Неправду». Итак, вы путем вопросов-ответов подведете его к тому, что Коля врет. Если Коля соврал один раз, вполне может соврать еще, и ребенок должен быть готов дать отпор. Потому что «Хорошо ли говорить неправду? Хорошо делает Коля, что врет?», «Нет, врать плохо». Таким образом, ваш ребенок не будет чувствовать себя ущербным, что был на плохой природе, по словам Коли, а наоборот, почувствует, что он хороший, а Коля плохой, потому что врет. Коля вашего диалога и не услышит, а если услышит, то запомнит этот урок надолго, потому как вы взрослый и посторонний человек без крика и ругани просто его пристыдите. Рано или поздно таким детям все равно придется наткнуться на критику и негативную оценку их поведения, это не значит, что вам нужно критиковать всех детей подряд, которые плохо себя ведут. Но если это поведение задевает интересы, эмоции вашего ребенка, непременно вмешайтесь и объясните все прямо на месте.

 

Как видите, эмоциональное развитие вмещает в себе очень много разных факторов, это и социальная сфера, и обыкновенный быт, а не только умственное развитие ребенка. Поэтому, следите за тем, что делает ваш малыш и почему, чтобы не заработать эмоциональные травмы в столь юном возрасте.

 

Форум